О. Б. Давыдова, Ю. Ю. Тупицина, А. Н. Анисимкина. РНЦ реабилитации и физиотерапии, Москва
Хлоридные натриевые воды являются самым распространенным бальнеотерапевтическим фактором на земном шаре. С точки зрения физико-химической характеристики хлоридные натриевые воды отличаются широким диапазоном концентраций от вод малой минерализации (2—5 г/л) до крепчайших рассолов (300—350 г/л).
Принимая во внимание большие запасы хлоридных натриевых вод, их повсеместное распространение в природе, возможность приготовления искусственным способом, их можно применять у широкого контингента больных. Возможность лечения ими в местных условиях избавляет больных от поездок на отдаленные курорты и делает лечение экономически более доступным.
С современной точки зрения трансформация воздействий внешней среды в многообразные реакции организма при большинстве форм бальнеотерапии происходит в коже, которая сформировалась в ходе эволюции как сложный многофункциональный орган, призванный наряду с выполнением защитных функций информировать системы организма об изменении степени воздействия на него со стороны факторов среды обитания. Эти общебиологические закономерности по существу лежат в основе бальнеотерапии, при которой используются надфоновые уровни воздействия внешних факторов для получения лечебного эффекта путем серийного раздражения кожи в пределах физиологически переносимых уровней, провоцирующих мобилизацию организма.
Особенность действия на организм хлоридных натриевых ванн (ХНВ) обусловлена оседанием на коже минеральных солей и образованием «соляного плаща», который является источником длительного воздействия на рецепторы кожи и рефлекторно на весь организм. Хлорид натрия проникает во внутренние среды организма в ничтожно малом количестве, поэтому его биологическое действие вряд ли можно принимать во внимание. Образование «соляного плаща» уменьшает испарение воды с кожи, что приводит к изменению функции физиологической системы терморегуляции. Установлено, что тепловое действие ХНВ значительно отличается от действия пресных и других минеральных ванн. В данной работе изучалось влияние ХНВ с обшей минерализацией 50 г/л температуры 40—42’С, 25—ЗО’С. 36—37″С на тепловой обмен здоровых людей. Из горячей ХНВ (40—42″С) за 10 мин в организм поступает 119 ккал тепла, из пресной ванны той же температуры — 83 ккал. При этом внутренняя температура тела повышалась в ХНВ на 1.5’С, в пресной — на 0,9″С; кровоснабжение в коЖе составляло 6.1 и 4.8 л/мин соответственно. Осевшие на поверхности кожи соли вызывают функциональные сдвиги в рецепторном аппарате, клеточных элементах и сосудах кожи [22, 23, 30, 31]. В экспериментальных исследованиях [22, 23] выявлены морфологические изменения в коже белых крыс под влиянием ванн с концентрацией хлорила натрия 20. 50 и 100 г/л. От- » мечали вакуолизацию клеток, атрофию эпидермиса, образование отечных полостей в сосочковом слое и сальных железах, жировую инфильтрацию и увеличение количества фиброцитов в сетчатом слое, сужение просвета сосудов и атрофию отдельных мышечных волокон подкожного мускула.
Направленность изменений при применении ванн различной концентрации была одинаковой, но выраженность их повышалась по мере увеличения концентрации и количества ванн. Во всех случаях дистрофические изменения кожи носили обратимый характер, однако они прослеживались в течение месяца после окончания воздействия. Под влиянием ванн с высокой концентрацией солей (60—100 г/л) в коже отмечались явления паракератоза и некроза. Гистохимические изменения также имели различную степень выраженности в зависимости от обшей минерализации. Так, при концентрации хлорида натрия 30 г/л наблюдали увеличение содержания РНК в цитоплазме клеток дермы, уменьшение содержания гликогена, аскорбиновой кислоты, снижение активности кислой фосфатазы и повышение активности щелочной фосфатазы. При концентрации хлорида натрия 60 г/л эти изменения более выражены, что связывают с усилением обменных процессов в результате действия ванн. Функциональные изменения в рецепторном аппарате кожи, по данным экспериментальных исследований, заключаются в увеличении спонтанной импульсации в кожном чувствительном нерве, повышении амплитуды ответов на пробное тактильное раздражение, изменении порога возбудимости. Интенсивность изменений носит колебательный характер. Максимальная возбудимость рецепторов при концентрации хлорида натрия 60 г/л отмечается на 1—3-й и 8—10-й ванных. В период последействия ванн повышается устойчивость к процессу торможения, вызываемого тестирующим раздражителем.
Изменения кровообращения в коже зависят также от концентрации хлорида натрия. Так, методом капилляроскопии и измерением температуры кожи (в клинических исследованиях у больных артрозом) было установлено, что ванны с концентрацией хлорида натрия 25 г/л способствуют интенсификации капиллярного кровообращения и повышению температуры кожи над областью пораженного сустава, а с концентрацией 80 г/л — вызывают ухудшение капиллярного кровообращения наряду с ухудшением течения заболевания. Об усилении подкожного и мышечного кровотока свидетельствуют и работы других авторов, где наряду с этим отмечается их благоприятное действие на процессы микроциркуляции в виде снижения агрегационной и адгезивной способности тромбоцитов. В этой работе исследовалось влияние температурного фактора при одной и той же концентрации хлорида натрия (20 г/л) и установлено преимущество применения ванн температуры 31— 32С по сравнению с 35—36С, по крайней мере, при гипертонической болезни. При меньших концентрациях (8—10 г/л) отмечено [3] незначительное изменение капилляроскопической картины ногтевых валиков у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) в сторону ускорения и гомогенизации капиллярного кровотока, увеличения количества функционирующих капилляров.
Повышение внутренней температуры тела вызывает компенсаторную сосудорасширяющую реакцию, увеличение поглощения кислорода, повышение функциональной активности гипоталамуса, коры надпочечников и симпатико-адреналовой системы.
По мнению большинства авторов, с увеличением концентрации хлорида натрия уменьшается ваготоническое действие ванн и нарастает активирующее влияние на симпатическое звено вегетативной нервной системы ЦО. В экспериментальных исследованиях с возрастно-эндокринными моделями атеросклероза применение ХНВ обшей минерализации 10 и 60 г/л вызывало повышение содержания норадреналина в надпочечниках, более выраженное при концентрации хлорида натрия 60 г/л. При изучении влияния ванн на обмен аскорбиновой кислоты выявлено повышение содержания витамина С в тканях надпочечников, при этом известно, что его концентрация в органах животных меняется адекватно силе раздражителя и преимущественно в тех органах, которые участвуют в данной ответной реакции организма. Таким образом, был сделан вывод о стимулирующем действии ХНВ на симпатико-адреналовую систему. Изучение динамики суточной экскреции катехоламинов у больных артериальной гипотонией позволило авторам сделать аналогичный вывод. По мере повышения концентрации хлорила натрия от 10 до 60 г/л повышалась экскреция с суточной мочой адреналина, норадреналина, дофамина и ДОФА. На фоне стимуляции образования адреналина и норадреналина и повышения резервов катехоламинов отмечалось улучшение функционального состояния ИНС. В работе В. И. Сарчук отмечены уменьшение числ; случаев с гиперкинетическим типом кровообращения и общая тенденция к снижению минутного объема крови и систолического индекса, формирование эукинетического типа гемодинамики, повышение сократительной способности миокарда левого желудочка. Следовательно, реакция организма, симпатического звена регуляции сердечно-сосудистой системы зависит от исходного состояния организма и ведущей патологии.
Под влиянием ХНВ отмечены изменения вегетативного гомеостаза по данным математического анализа ритма сердца и терморегуляции по результатам холодовой пробы у детей со сколиотической болезнью [21]. Наблюдались увеличение частоты сердечных сокращений и уменьшение вариационного размаха, уменьшение времени восстановления температуры кожи после дозированного охлаждения, тенденция к нарастанию скорости охлаждения. Автор трактует эти изменения как свидетельство повышения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и совершенствования процессов термоадаптации.
Термическое и химическое раздражение кожи при действии ванны, активация механизмов терморегуляции вызывают рефлекторную реакцию в виде расширения периферических сосудов. Увеличение кожного кровообращения сопровождается выходом депонированной крови, повышением объема циркулирующей крови и притока венозной крови к сердцу. В то же время ХНВ значительно больше, чем пресные, повышают тонус периферических вен и способствуют оттоку венозной крови от периферии к сердцу. Изучалось влияние ванн с концентрацией хлорида натрия 30 г/л, температуры 36—37С на периферическое кровообращение и гемокоагуляцию у больных с хронической венозной недостаточностью нижних конечностей. Полученные данные свидетельствуют о повышении притока крови в сосуды больной конечности в результате снижения тонуса артерий и улучшении венозного оттока за счет повышения тонуса вен, т. е. об активации кровообращения, что может быть связано с увеличением активности симпатических влияний на сердечно-сосудистую систему.
Благоприятное действие ХНВ на состояние центральной и периферической гемодинамики отмечено и в других более поздних работах. Кроме снижения общего периферического сосудистого сопротивления, наблюдалось и уменьшение исходно высокой сосудистой гиперреактивности у больных гипертонической болезнью при применении ХНВ концентрации 30 г/л. К концу курса лечения уменьшалась сила и длительность спастической реакции конъюнктивальных и кожных сосудов на адреналин и норадреналин, особенно у больных с гипер- и эукинетическим типом кровообращения, отмечалось устойчивое снижение артериального давления, систолического индекса и индекса работы сердца.
Наблюдались благоприятные изменения кровообращения малого круга под влиянием ХНВ. Хронокардиометрия правых отделов сердца у детей со сколиотической болезнью характеризовалась существенным укорочением измененной до лечения фазы изометрического сокращения и тенденцией к удлинению периода изгнания, что свидетельствовало о благоприятной перестройке гемодинамики в малом круге кровообращения. Было отмечено снижение давления в легочной артерии. увеличение легочного кровотока, уменьшение застойных явлений в легких. Улучшение легочного кровотока коррелировало с нормализацией функции внешнего дыхания и газообмена легких, что выражалось в уменьшении признаков гипервентиляции (уменьшение частоты дыхания, минутного объема дыхания, дыхательного объема) и улучшении вентиляционных свойств легких (увеличение жизненной емкости легких, максимальной вентиляции легких) при повышении уровня процессов утилизации кислорода. Аналогичные благоприятные изменения функции внешнего дыхания в процессе лечения ХНВ отмечены у больных с нейроциркуляторной дистонией по гипотоническому типу, а также у больных ревматоидным артритом, что свидетельствует об увеличении резервных возможностей дыхательной системы.
ХНВ оказывают корригирующее действие на кислородный режим ткани в условиях нормоксии и гипероксии. Имеются данные, позволяющие рассматривать интенсификацию тканевого метаболизма в качестве антиоксидантного фактора. ингибирующего синтез атерогенных липопротеидов. Необходимо отметить, что факт интенсификации аэробного метаболизма в покровных тканях указывает на интенсификацию доставки кислорода в ткань. Следовательно, возросшая функциональная активность ткани и повышенная потребность в кислороде удовлетворяются возросшей функцией кислород- транспортной системы, прежде всего ее микроциркуляторного русла.
Усиление кровообращения кожи, накопление в ней биологически активных веществ повышают иммунные свойства кожи, что в сочетании с повышением гормональной активности эндокринных желез изменяет процессы иммуногенеза. Так. в клиническом исследовании установлено иммуномолулирующее действие ХНВ на клеточное и гуморальное звенья иммунитета у больных ревматоидным артритом. Отмечено снижение повышенного уровня иммуноглобулинов классов G и А. увеличение относительного количества Т-лимфоцитов.
Имеется ряд свилстельств благоприятного действия ХНВ при ИБС, ревматических пороках сердца [20] Авторами отмечается влияние бальнеофактора на сократительную функцию миокарда и тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему.
В литературе встречаются сведения о высокой эффективности применения ХНВ при дегенеративно-дистрофических заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Гидростатическое давление в ванне стимулирует венозный кровоток, выталкивающая сила воды создаст нагрузку для опорно-двигательного аппарата, тепло оказывает расслабляющее действие на мышечные контрактуры, движение в ванне улучшает подвижность суставов. По данным динамометрии, не столько увеличивается сила мыши, сколько расслабляется контрактура и уменьшается болевой синдром.
Перспективно использование ХНВ в восстановительном послеоперационном лечении больных с различной патологией. Отмечен выраженный обезболивающий и седативный эффект ХНВ концентрации 20 г/л при применении больным в ранние сроки после операции на желудке по поводу язвенной болезни желудка. Применение ХНВ в терапии послеоперационного цистита способствовало нормализации кровообращения в области малого таза за счет увеличения скорости кровотока, повышения эластичности сосудов и артериального притока крови к органам малого таза, что способствовало предотвращению прогрессирования воспалительного процесса в нижних отделах мочевыводяших путей.
Имеются данные литературы о включении ХНВ в комплекс реабилитационных мероприятий у больных ХНЗЛ. В частности, изучалось дифференцированное применение морских ванн (температура воды 35—37°С) и купаний в бассейне с морской водой (температура воды 26—28’С) у больных хронической пневмонией [27]. По данным автора, наиболее выраженное изменение функции внешнего дыхания отмечалось в результате применения лечебного комплекса, включающего купания в бассейне. У больных, принимавших морские ванны, чаше отмечалось исчезновение клинических проявлений. зависящих от выраженности воспалительных изменений в легких. Отмечено достоверное увеличение содержания кортикостероидов в крови и моче у больных, в лечении которых использовался этот метод. В работе, посвященной изучению применения морских ванн у больных затяжной пневмонией. установлено улучшение процессов микроциркуляции и уменьшение воспалительных явлений в легочной ткани.
При применении искусственно приготовленных ХНВ у больных хроническим бронхитом установлено значение концентрации хлорида натрия в реализации их лечебного эффекта. Изучено влияние ванн обшей минерализации 20. 40 и 60 г/л. Клиническая эффективность составила 70. 82.7 и 79.3% соответственно. Выявлено выраженное противовоспалительное и десенсибилизирующее действие ванн, более выраженное при концентрации хлорида натрия 40 и 60 г/л. Улучшение показателей иммунного статуса заключалось в уменьшении дисбаланса клеточных и гуморальных факторов иммунитета, нормализации содержания и функциональной активности Т-лимфоцитов, снижении интенсивности антителообразования. Более активное влияние на параметры иммунокомпетентной системы оказали ХНВ с обшей минерализацией 40 г/л. Отмечена благоприятная перестройка гемодинамики малого круга кровообращения и фазовой структуры систолы правого желудочка, что проявлялось уменьшением сосудистого сопротивления, улучшением венозного оттока. В результате применения ХНВ с обшей минерализацией 40 и 60 г/л наблюдалось повышение физической работоспособности: увеличение общего объема выполненной работы, снижение энерготрат при ее выполнении, повышение миокардиального резерва.
Из представленного обзора литературы следует, что изученные механизмы биологического и лечебного.действия ХНВ являются основанием для их применения при целом ряде заболеваний. Вследствие большой распространенности природных хлоридных натриевых вод и легкости приготовления их искусственных аналогов этот вид бальнеотерапии занимает одно из первых мест среди других бальнеотерапевтических методов. Для более успешного применения ХНВ необходимо дальнейшее изучение некоторых аспектов их действия, прежде всего определение оптимальной концентрации для каждого вида патологии, т. с. выявление закономерности доза—эффект.
ЛИТЕРАТУРА
- Аиисимкипа А. Н., Айрапетова Н. С.. Давыдова О. Б. // Вопр. курортол. — 1996. — № 3. — С. 14—16.